Для получения заветных «корочек» нужно уверенно выступить на защите диплома и ответить на все вопросы комиссии. Однако не менее, а возможно, и более важным является содержание вашей работы. Как подготовиться от и до и получить «отлично», мы сейчас расскажем.
Шаг №1. Со своим научным руководителем обсудите содержание вашей работы. Проанализируйте все полученные замечания. Для получения оценки «отлично», ваша работа должна представлять собой большую ценность как с аналитической, так и с исследовательской стороны. Если нет времени или возможности глубоко проработать материал самостоятельно, можно обратиться за помощью к экспертам https://studently.ru/, которые подготовят качественную дипломную и оформят с соблюдением всех требований вуза.
Шаг №2. Позаботьтесь о раздаточном материале и презентации, чтобы члены комиссии имели возможность наглядно ознакомиться с вашими исследованиями. Это позволит улучшить ваши шансы в плане получения высокой оценки за проведённую работу.
Шаг №3. Подготовьте текст выступления. Там должны быть затронуты такие моменты, как актуальность темы, противоречия, выдвинутая вами гипотеза, цель и задачи. Последнее должно раскрывать содержание всей работы.
Шаг №4. Не забудьте согласовать текст и план выступления перед комиссией со своим научным руководителем. Учтите все его правки. Дополнительно изучите итоговый вариант. Во время защиты старайтесь отрывать глаза от опорного материала. Вы будете смотреться намного компетентнее при условии, что ваша речь будет звучать правильно и четко. Если вам не хватает уверенности в этом, то возьмите текст с собой, но обращаться к нему старайтесь как можно реже.
Шаг №5. Перед защитой внимательно перечитайте свою выпускную работу. Вы должны уверено ориентироваться в её содержании и структуре так, чтобы вы могли незамедлительно разъяснить любое предложение.
Шаг №6. Будьте готовы к тому, что члены комиссии могут задать вам ряд вопросов. Здесь не следует волноваться. Благодарите комиссию за вопрос и немедленно приступайте к ответу. Отвечая на вопросы, излагайте свои мысли четко и грамотно.
Шаг №7. Учтите, что ваше выступление регламентировано, поэтому старайтесь выкладываться кратко, но ёмко.
Мечта играет большую роль в нашей жизни. Благодаря ей мы можем лучше познать себя, свои жизненные цели и ценности. Особенное значение имеют юношеские мечтания — как правило, в этом возрасте люди более подвержены фантазиям. Но всё-таки: каким образом юношеские мечты влияют на дальнейшую жизнь человека?
Я могу предположить, что есть два варианта развития событий. Юношеские мечты могут стать целями и дополнительной мотивацией двигаться вперед. И напротив, некоторые мечты могут сбить человека с толку и заставить свернуть со своего жизненного пути. Чтобы избежать второго варианта, человек должен четко понимать, насколько реальна его мечта и действительно ли после ее исполнения жизнь станет лучше.
Немало литературных произведений написано о мечтательных героях. Одним из них стала повесть Александра Грина «Алые паруса». Главная героиня — Ассоль— совсем юная и наивная девушка, что отлично сочетается с её светлыми мечтами. Ассоль грезит о том дне, когда к берегу причалит корабль под алыми парусами, на котором прекрасный принц заберет её в чудесные страны. Сила веры девушки поражает, ведь она каждый день приходит на причал в ожидании того самого корабля. И —о чудо — ее мечта сбывается! Мечта Ассоль пробудила в ней веру в судьбу и настоящую любовь, что помогло ей дождаться того самого счастливого дня.
Противоположный пример мы наблюдаем в романе Дж.К. Роулинг «Гарри Поттер». Темнейший маг всех времён и народов когда-то был перспективным юношей по имени Том. От сверстников его отличала мечта — совсем не похожая на то, о чем грезили подростки его возраста. Тома полностью захватило стремление к господству, власти, подавлению чужой воли. Эта мечта повела его жизнь по дороге зла, хотя со столь поразительными способностями мальчик мог вырасти в успешного волшебника, приносящего пользу окружающим.
В рассмотренных примерах мы увидели две контрастные ситуации. В первом случае мечта способствует неубиваемой вере в лучшее. Второй пример же демонстрирует, как мечта может заставить человека выбрать неверный путь. Таким образом, юношеские мечты имеют очень сильное влияние на будущую жизнь, ведь молодые люди склонны быть максималистами и рассматривать свои мечты как руководства к действию. Поэтому важно, чтобы мечта была гуманна и не приносила вреда другим.
Писатели с каждым разом, создавая свои шедевры мирового значения, поднимали важные проблемы, остающиеся актуальными и на сегодняшний день. Ключевой задачей каждого произведения — донести значимость нарушенной проблемы в обществе. Это могут быть как психологические, так и физические ситуации, с которыми рано или поздно сталкивается человек. Особо важно понимать, какой смысл эта проблема несет именно для тебя, потому что очень важно правильно интерпретировать написанное под свою жизнь. Я считаю, что наиболее актуальными проблемами остаются «Непонимание между разными поколениями» и «Любовь». Эти две темы наиболее чаще появляются на страницах новых прочитанных книг, а значит, что они имеют огромное значение для всего человечества.
Я не зря выбрала именно эти произведения, поскольку считаю, что именно они способны продемонстрировать умение писателей четко формулировать основную задачу, которую должен понять читатель.
Произведение «Отцы и дети» — это некое зеркало, отражающее поведенческие нормы не только старшего, но и младшего поколений. Мы постоянно стараемся переубедить друг друга в своей правоте, забывая о том, что жили в разное время. Попытки доказать обществу, которое проживало большую часть времени в другом государстве — напрасны. В их головах давно сложилась определенная цепочка, по которой они живут всю свою жизнь. Старшее поколение часто отказывается принимать нововведения, которые создает технический прогресс. Молодежь, в свою очередь, не понимает значения слов старших, ведь считают, что для своих 17-ти лет они довольно опытные и сами знают, как им жить. Я уверена в том, что найти баланс между разными поколениями можно, но над этим стоит работать обеим сторонам.
«Ромео и Джульетта» — это невероятно красивое произведение о любви, которая существует в сердцах молодых вопреки всему. Я считаю, что тема любви навсегда останется вечной в литературе, потому что это то чувство, о котором можно говорить вечно. Люди так или иначе будут любить, выстраивать отношения и создавать новые ячейки общества. Мне наиболее нравится Шекспир тем, что он умело описывает такое воодушевленное чувство как любовь, сохраняя его легкость.
Я считаю, что две эти темы навсегда останутся в литературе и последующие авторы будут часто использовать их во время написания своих произведений. Нет ни малейшего сомнения, что именно они будут ключевыми, когда литература начнет набирать большее значение для молодежи.
Во многих художественных произведениях находят отражение такие вопросы, которые не связаны с каким-то определенным историческим периодом. Темы и проблемы, которые остаются актуальными и через десятки, и даже через сотни лет, называют «вечными». К ним относят философские и нравственные проблемы, например, добра и зла, жизненного пути, любви, дружбы, эгоизма, равнодушия, милосердия, доброты и др.
Приведем в пример несколько художественных произведений, в которых поднимаются вопросы, не теряющие своей актуальности с течением времени.
Роман В.А. Каверина «Два капитана», написанный в 1940-х годах, не теряет актуальности и в наши дни за счет «вечных» тем и проблем. Показывая, что Саня Григорьев, еще со школьного возраста хотевший найти пропавшую экспедицию капитана Татаринова, спустя годы добивается желаемого, автор поднимает проблемы мечты и реальности, достижения целей, преодоления препятствия на жизненном пути. Через взаимоотношения Сани Григорьева и Кати Татариновой, а также через взаимоотношения капитана Татаринова и его жены Марьи Васильевны В.А. Каверин поднимает проблему искренней взаимной любви. Через любовь Ромашова к Кате Татариновой автор поднимает проблемы невзаимной любви, чувства, которое не приносит счастья. Раскрывая взаимоотношения Сани Григорьева с Петькой Сковородниковым, Валей Жуковым, доктором Иваном Иванычем и учителем Кораблевым Иваном Павлычем, писатель поднимает проблему крепкой дружбы сквозь года. С помощью образов Николая Антоныча и Ромашова В.А. Каверин поднимает проблемы зла и жестокости, готовности идти по головам других людей ради достижения собственных корыстных целей. Так, именно темы любви, дружбы, добра и зла, эгоизма и человеколюбия, жизненного пути, достижения целей привлекают читателей, несмотря на то что с момента написания произведения прошло много времени.
Вопросы, не теряющие своей актуальности с течением времени, находят отражение и в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор». Показывая, в каком тяжелом жизненном положении находилась семья Мерцаловых, автор поднимает проблему жизненных трудностей и препятствий. То, что большинство людей не хотят войти в положение Мерцаловых, не хотят хотя бы как-то помочь им, становится иллюстрацией проблемы равнодушия и жестокости. Поднимая тему добра с помощью демонстрации милосердного поступка доктора Пирогова, который бескорыстно помог Мерцаловым, А.И. Куприн раскрывает проблемы необходимости совершения добра по отношению к окружающим людям, даже незнакомым. Через совет доктора Пирогова «никогда не падать духом» автор поднимает проблему необходимости преодоления жизненных трудностей, несмотря ни на что. То, что глава семейства Емельян Мерцалов в момент полного отчаяния думает о самоубийстве, и то, что в итоге ему оказывают помощь, является демонстрацией проблем отчаяния и надежды, веры в людей. Все эти «вечные» проблемы делают «Чудесного доктора» вневременным произведением, современные читатели понимают все, что написано в рассказе, над которым А.И. Куприн работал еще в конце XIX века.
Таким образом, не теряют своей актуальности с течением времени такие проблемы, поднятые в литературе, как любовь, дружба, добро и зло, равнодушие, эгоизм, милосердие, надежда и отчаяние, вера в людей, жизненный путь, преодоление трудностей и испытаний и др.
Новые технологии многие люди винят во всех грехах: и здоровью нации они угрожают, и к деградации ведут, и в экологический тренд не вписываются. Что бы ни случилось, всегда найдется повод очернить инновации и вспомнить былое с ностальгией. Однако научные факты неопровержимо доказывают, что достижения ученых могут сделать жизнь на нашей планете лучше. Об этом пишут и ведущие литераторы, к которым стоит прислушаться.
Например, в произведении М.А. Шолохова «Поднятая целина» индустриализация наглядно демонстрирует преимущества, которые человек получает, используя технику в работе. Раньше казаки из «Гремячего Лога» не могли себе позволить трактор и другие ноу-хау для уборки полей. Ручной труд усложнял процесс и тормозил развитие деревни. Все люди были с утра до ночи заняты на посевной или уборке урожая, у них не оставалось времени для саморазвития, обучения, общения с близкими. Люди были завалены работой и деградировали от рутинного труда. С появлением машин все стало иначе. На хуторе появилась изба-читальня, народ начал потихоньку просвещаться и мечтать о большем. Первые юноши и девушки поехали покорять училища и города, ведь теперь семьи могли обойтись без этих лишних рук. Дети проводили досуг в специальных учреждениях, под присмотром специальных работниц ясельных групп. Женщины смогли найти время на быт и работу, не отвлекаясь на уход за малышами. Это положило начало женской экономической независимости от мужчин. Все эти положительные перемены продиктованы введением прогрессивных технических достижений в хозяйство. Стало намного лучше — таков вывод из прочитанного.
Не менее убедительный пример описал М.А. Булгаков в рассказе «Звездная сыпь». Главный герой приехал на практику в деревню и ужаснулся тому, что там увидел: почти все жители были в той или иной мере поражены сифилисом! Из-за невежества и отсутствия элементарной гигиены родители заражали детей, мужья — жен, и этот порочный круг порождал массу ранних смертей, обусловленных осложнениями опасной инфекции. Люди в упор не замечали проблемы, потому что думали, что вторичные признаки заболевания — симптомы чего-то менее серьезного. Они даже не верили врачу, потому что болеть сифилисом было стыдно. Молодой доктор объявил недугу настоящую войну. Он-то знал, что наука уже изобрела способы лечения. Нужно лишь придерживаться рекомендаций специалиста и принимать лекарства вовремя. Благодаря фармакологическим инновациям герой смог победить проклятье этой деревни и доказать крестьянам, что избавиться от инфекции можно и нужно. Новые медицинские технологии позволили существенно улучшить жизнь людей.
Таким образом, новые технологии позволяют сделать жизнь на нашей планете лучше, ведь они ускоряют естественные процессы и высвобождают наше время для более приятных дел. Также инновации помогают искоренить недуги и продлить век человека. Пользуясь достижениями ученых, мы будем жить все лучше и лучше, это уже доказала история.
Что бы мне хотелось изменить в жизни современного поколения? Мне бы хотелось, чтобы люди были друг к другу немного добрее и отзывчивее. Сегодня, в век современных технологий, человечество вечно сильно занято и куда-то спешит, пребывает в суете и бесконечной гонке за благами. Некогда осмотреться, прочувствовать прелесть природы, насладиться общением с близкими.
Люди перестали друг другу доверять, ибо излишняя искренность стала моветоном. Не секрет, что во многих крупных городах сегодня считается неприличным спросить дорогу у прохожего человека или поделиться со случайным попутчиком нахлынувшими эмоциями от поездки.
Умным и порядочным считается тот, кто умеет сдерживать свои чувства, держаться ровно, сохранять дистанцию даже в собственной семье. Человек, который непроницаем, сегодня вызывает больше уважения, чем искренний, открытый. Примечательно, что в первую очередь эта проблема касается городских, которые неизбежно отдаляются от сельских жителей.
Примеры того, как современное общество погрязает в суете и становится все более отчужденным, представлены на страницах художественной литературы.
В произведении В.М. Шукшина, рассказе «Чудик», показана аналогичная ситуация. Городская сноха, жена брата Дмитрия, Софья Ивановна, сразу же невзлюбила главного героя, поскольку он казался ей придурковатым. Деревенский коренной житель с радостью спешил в гости к брату и уже предвкушал радостную, теплую встречу. Накупив гостинцев, он на всех парах примчался в город, однако, был встречен весьма холодно.
Герой рассказа был совершенно другим человеком, не вписывающимся в современные реалии шумного мегаполиса, в суете буднях которого нет места лишним эмоциям и чересчур искренним чувствам. Софья Ивановна с самого начала не скрывала своей неприязненности к деревенщине, подчеркивая свое, как ей казалось, интеллигентное городское происхождение. В ее современном мировоззрении было четко прописано, как следует себя вести, что нужно делать в каждом определенном случае. «Неотесанный», «простодушный», «глуповатый» — таким представлялся невестке брат мужа, приезд которого от окружающих желательно было скрыть, как недостойное, постыдное явление. Печально, что сегодня именно такая модель принята в качестве образцового поведения и служит признаком адекватности.
В произведении Ю.П. Казакова, рассказе «Запах хлеба», представлен пример того, как современные люди неизбежно отдаляются друг друга, становятся отчужденными. Главная героиня, Дуся, окончила школу, вышла замуж и поспешила укатить в Москву. Прошло уже лет пятнадцать с тех пор, как она была в последний раз в родной деревне: все это время она не видела даже родную мать. Получив телеграмму с известием о ее смерти, Дуся не спешила на похороны, рассудив, что и без нее все обойдется. Она была слишком занята, и ей было не до матери, ее закрутила городская суета в череде будней.
Таким образом, мне бы хотелось, чтобы современные жители были более открытыми и искренними, естественными. Печально, когда человек постоянно живет по регламенту, забывая про настоящие духовные ценности.
Каждый из нас находился перед выбором: простить обидчика или отомстить ему? Конечно, всегда легче поддаться соблазну и ответить ударом на удар, однако этот выход не является правильным. Но простить того, кто виноват перед тобой, зачастую настолько сложно, что люди все-таки предпочитают вынашивать планы возмездия, а не подставлять вторую щеку. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на литературные примеры.
В пьесе М. Горького «На дне» все герои мечтают поквитаться с несправедливой судьбой и выместить свою злость хотя бы на ком-нибудь. Так, Василиса хочет убедить своего бывшего любовника убить ее мужа, дабы присвоить ночлежку и отомстить старику за его грубый нрав и ревность. Самому вору тоже не нравится подельник, помогающий сбывать украденные вещи, и у него есть поводы для возмездия. Но хозяйка заведения желает лишь использовать его в своих целях, ведь она желает насолить Пеплу за то, что он предпочел ей другую. Также она регулярно отыгрывается на сестре, так как именно она увела кавалера. Но в их ночлежку приходит Лука, и он видит, что запутанный клубок личных счетов не распутается сам по себе. Странник начинает убеждать Ваську отказаться от предложения Василисы и бежать с Наташей в Сибирь. Лука мягко, но аргументированно настаивает на том, что хозяйка ночлежки своими кознями лишь запутает вора окончательно, а ведь он молод, вся жизнь впереди. Но одному старику не удается помешать беднякам свести счеты с судьбой: в драке Пепел убивает Костылева, Василиса обвиняет во всем его, а Наташа в отчаянии прогоняет Ваську, так как его любовь принесла ей только побои от сестры. К сожалению, человека сложно убедить отказаться от мести, если он сам не настроен на это. Все равно его найдет очередное столкновение, и он не сможет устоять против соблазна. Значит, людям гораздо проще пойти на поводу у гнева, чем искать в себе силы для прощения и понимания.
В романе-эпопее «Война и мир» Л. Н. Толстой тоже описал выбор человека в пользу мести, но на этот раз жертвой гнева стал не бродяга, а знатный и образованный герой. Андрей Болконский столкнулся с изменой: его невеста чуть было не сбежала с другим мужчиной. Естественно, помолвка была расторгнута, но обманутый жених решил наказать обидчика, совратившего его избранницу. Он искал Анатоля Курагина даже на фронте, желая наказать его, отомстить за утраченное счастье. Эта гонка ужасно сказалась на морально-нравственном состоянии героя: он был зациклен на расправе и зол на весь мир, потому нес на сердце груз обиды. Но даже эту пытку он предпочел прощению, потому что понять врага он был не в силах, несмотря на все свое мужество. Только увидев мучения Курагина, он смог забыть о нанесенном оскорблении. Этот пример тоже доказывает нам, что человеку крайне тяжело дается прощение, в отличие от мщения, которое не требует особого напряжения. Ему охотно потакают, словно капризу.
Таким образом, прощение дается трудно и хорошим людям, и плохим. Все одинаково тяжело воспринимают обиду и не готовы мириться с ней. Зато месть протекает куда легче, ведь она дает призрачное удовлетворение, призрак справедливости, который, однако, безвозвратно тает, когда приходит время осознания собственной вины перед своей жертвой.
Какие бы цели мы ни ставили на своем пути, есть средства, которые никак нельзя оправдать. Например, к ним относятся войны, геноцид, половое насилие. Эти поступки настолько страшны, что им нет и не может никакого рационального объяснения. Доказать это могут литературные примеры.
Обратимся к книге Джона Бойна «Мальчик в полосатой пижаме». Автор описывает холокост глазами маленького мальчика Бруно, отец которого работает комендантом в лагере смерти. От ребенка скрывают назначение этого места, поэтому он знакомится с его обитателем и становится его другом. Чтобы хоть как-то объяснить Бруно происходящее за колючей проволокой, его сестра и другие люди пытаются доказать ему, что заключенные в полосатых пижамах — не люди вовсе. Они оправдывают геноцид еврейского населения тем, что подобные «национальные элементы» чужды немецкому обществу и враждебны ему же. Взрослые искренне считают, что им необходимо не смешиваться с теми, «другими», и изолировать их, покуда арийская раса не очистится полностью. По мнению большинства героев, благие цели и светлое будущее стоят таких жертв, но мы-то знаем, что суд истории развенчал жестокие мифы о превосходстве одной нации над другой. Жизни этих ни в чем не повинных людей намного ценнее государственной идеологии и озвученной ею морали. Мы не имеем права решать, кому можно рождаться на свет, а кому — нельзя.
Столь же аморальна по своей природе захватническая война, в чем мы можем убедиться, читая книгу Л.Н. Толстого «Война и мир». Наполеон, в счастливую звезду которого народ верил после революции, убедил французов в том, что им необходимо двигаться на Восток и покорять новые территории. Сколько красивых слов было сказано о целях этой кампании! Наполеон в пылу самодовольства возомнил себя властителем судеб Европы и освободителем русского человека от ига самодержавия. За ним пошли тысячи солдат, которые даже понятия не имели, зачем и куда они идут? Военная пропаганда всегда эксплуатировала понятие «долг», но рядовой боец едва ли понимал, какие обременения вдруг наложила на него неведомая Россия? Как бы там ни было, ни один из озвученных Наполеоном мотивов не стоил пролитой крови. Тысячи людей погибли, десятки тысяч остались покалеченными этой ненужной сварой. Наблюдение за Бородинским полем после сражения вселяет ужас. Его никак не оправдать тем, кто пришел с мечом на русскую землю.
Таким образом, война, геноцид, насилие — это те средства, которые не могут быть оправданы никакой целью. Их последствия ужасны и разрушительны, их проявления чудовищны и безобразны, но самое плохое, что эти явления необратимы. Нельзя загладить шрамы от боев репарациями и контрибуциями. Нельзя попросить прощения за уничтожение народа. Эти поступки навсегда останутся позорной страницей чьей-то истории.
Природа всегда играла огромную роль в жизни человека. Оставшись один на один с ней, мы можем предаться собственным размышлениям, отдохнуть и наметить план на будущее. Многие люди предпочитают остаться в одиночестве в трудные моменты жизни и уходят на одиночную прогулку по природным красотам. Здесь возникает вопрос: может ли природа помочь понять себя?
Человеку свойственно уважать природу, любить ее. Наши далекие предки жили в единении и гармонии с природой, поэтому нет ничего удивительного в том, что время от времени нас может тянуть к ней. Находясь наедине с собой и природой, человек решает важные для себя вопросы, принимает решения и отдыхает душой. Также такие моменты одиночества могут помочь нам лучше познать себя — наблюдая за тихим и спокойным течением жизни на природе, мы можем рассуждать более рационально и не поддаваться повседневной суете.
В качестве первого примера я расскажу о романе Мариам Петросян «Дом, в котором…». Книга повествует о жизни детей в школе-интернате, которую каждый из них считает родным и любимым домом. Один из героев — Горбач — периодически уходит жить в свой домик на дереве, где проводит долгое время в одиночестве, не спускаясь даже к друзьям. Зачем он это делает? Мальчику важно уединиться с природой, вспомнить о том, кем он является и кем хотел бы стать. Таким образом он анализирует свою жизнь, пересматривает некоторые решения и познает свой внутренний мир. На примере этого персонажа автор показывает, насколько важно время от времени обращаться к окружающему миру, миру природы, чтобы почувствовать себя лучше.
В другом романе автор также описывает ситуацию, когда оказавшись на лоне природы, человек вдруг начинает мыслить несколько иначе, чем раньше. Это произведение Дж. К. Роулинг «Гарри Поттер». В последней части серии романов герои вынуждены скрываться от врага в различных лесах — там их сложнее всего отыскать. И оказавшись в окружении многолетних деревьев, друзья начинают думать о том, какой будет их жизнь после окончания войны с темными силами. Каждый рисует в голове свою идеальную жизнь, спокойную и размеренную. Это говорит о том, что на природе мысли человека обращаются к его внутреннему «я» и выдают перед глазами идеальную картину мира.
Приведя два литературных примера, я окончательно убедилась в том, что природа может помочь человеку лучше понимать себя. Это обусловлено тем, что все человечество было рождено жить в гармонии с природой, и даже если сейчас мы не уделяем этому много внимания, то все равно наша душа помнит о том, насколько большую роль природа играет в нашей жизни.
Природа и человек неразрывно связаны друг с другом. Я думаю, что это утверждение ни у кого не вызывает сомнения, ведь человек тоже часть природы, её создание.
Может ли природа помочь человеку понять себя? Многие даже не задумываются над этим вопросом, но подсознательно человек всё равно тянется к природе. Встречи, общение друг с другом, свидания и праздники люди предпочитают отмечать не в помещении, а именно на природе. Здесь человеку комфортно и, как некоторые говорят, душа отдыхает. Писатели и поэты в своих произведениях всегда подчёркивали неразрывную связь человека с природой и отмечали, что природа помогает человеку найти ответы на многие вопросы, обрести смысл жизни и гармонию с окружающим миром.
Удивительную связь человека и природы показал в своей повести «Олеся» А.И.Куприн. Главная героиня выросла в лесу среди животных и деревьев. Она не знает законов человеческого общения, но прекрасно изучила законы природы. И природа научила её быть гуманной, не обижать слабого, помогать любому существу в трудную минуту. Олеся — удивительно чистый, нравственный человек. Она умеет помогать, прощать и любить. На все трудные жизненные вопросы девушка ищет ответы у деревьев, животных и птиц. И они действительно помогают ей, потому что она знает их язык, понимает, о чём они ей говорят. И природа тоже отвечает девушке добром. Она дает ей энергию и неординарные способности. Олеся не только понимает язык животных и растений, она умеет врачевать, понимает тонкости человеческой души, нередко демонстрирует экстрасенсорные способности. Я думаю, что Олеся духовно развитый человек, несмотря на то, что совсем не имеет образования и опыта общения в человеческом коллективе. Природа подарила этой девушке всё, что нужно человеку для жизни и духовного развития.
Русская лирика богата произведениями о природе. Поэты описывают картины родной земли, восхищаются дорогими сердцу пейзажами, общаются с природой. И читатель понимает, что при этом автор углубляет взгляд в душу человека, его переживания и эмоции, осуществляет поиск духовного пути. В своём стихотворении А.А.Фет так и говорит: «Учись у них — у дуба, у березы». По мнению поэта, природа помогает человеку преодолеть трудности и испытания, смириться с тяжёлой действительностью и найти в себе силы решить любые проблемы и продолжать радоваться жизни. В стихотворении он описывает деревья, которые вынуждены пережить суровую зиму. Им холодно и тяжело. У них потрескалась кора, на которой застыли слёзы. А метели всё злее и злее, мороз всё крепче! Но деревья стоят и молча переносят эти суровые испытания. Они знают, что после зимы обязательно придёт весна, выглянет ласковое солнышко, согреет их, растопит снега, и начнётся новая прекрасная пора, пора цветения, молодости и расцвета. А.Фет советует читателю так же, как эти деревья, молчать, терпеть и ждать новых светлых времён. Не нужно роптать на жизнь, раздражаться и сердиться. Надо найти силы для того, чтобы оттаять после тяжёлой зимы и открыть свою душу для тепла, света и любви.
Они стоят, молчат; молчи и ты!
Но верь весне. Ее промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша.
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.
Таким образом, можно сделать вывод, что русская литература учит читателей тому, что природа является для нас матерью, учителем, помощником, другом. Для поэтов и писателей природа стала источником вдохновения, основой их таланта. И когда мы читаем описание природы, мы понимаем, что идёт диалог человеческой души и мировой гармонии. Поэты вдохновляют нас любить природу, ценить её, ведь она помогает людям познать себя, поддерживает их в трудную минуту, придаёт силы и веру в добро.
Книга — это источник знаний. Каждый человек может найти книгу по душе. С помощью книги человек может осознать свои ошибки, переосмыслить свой мир и найти для себя что-то важное. Так какая же книга помогла мне лучше понять себя?
Большое влияние произвел на меня рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека». Андрей Соколов — главный герой рассказа, который имеет трагичную судьбу. Андрей сильный и мужественный с сильной силой воли, которому пришлось пройти множество тяжёлых испытаний, встречавшиеся на его пути. Во время войны Андрей теряет свою семью. Его переполняет тоска и горе, но он держится и не дает эмоциям взять над ним верх. После войны он встречает мальчика по имени Ваня. Забота о мальчике, который лишился дома и семьи, становится новым смыслом жизни Соколова. Пережив огромное горе, Андрей не сдается и находит в себе силы не только жить дальше, но и воспитывать Ваню. С помощью этого рассказа я поняла, что никогда не надо сдаваться и опускать руки перед различными трудностями, на своем пути. Нужно их преодолевать и идти дальше, не смотря ни на что.
Кроме того, сильное воздействие на меня оказал роман И. Гончарова «Обломов». Илья Ильич Обломов — человек, жизнь которого пуста и бессмысленна. У него нет никаких стремлений. Ему удобно жить так, как он хочет — в полном бездействии. Он предпочитает целыми днями лежать на диване, не отвлекаясь ни на что. У Обломова были возможности, но не было самого главного стремление осуществить, то что он хотел. Всему этому препятствовала лень, которая способствовала торможению развития и деградации личности. В образе Обломова я увидела частичку себя. И поняла, что если буду лениться и не прилагать ни каких усилий, то тоже проведу бессмысленную жизнь и не добьюсь никаких целей, как Обломов. Этот роман помог мне осознать ошибку, которую я могла бы совершить в будущем.
Таким образом, можно сделать вывод, что каждая книга несет в себе определённую цель и смысл. Книга заставляет нас задуматься о серьезных вещах. Они направляют человека идти по верному пути, не совершая ошибок.
Литература — отличный способ самопознания и развития. Книги облагораживают человека, заставляют его искать действительно правильный выход из жизненной ситуации. При определенных обстоятельствах литературные произведения также помогли мне, о них я и хочу рассказать подробнее.
«Три чашки чая» — прекрасная книга, демонстрирующая историю благотворительности Грега Мортенсона. Эта работа посвящена реальному человеку, который безгранично сильно был влюблен в горы и по катастрофическому стечению обстоятельств оказался в небольшой деревушке в Каракоруме. Жители оказали мужчине радушный прием, а в ответ он оказал им медицинскую помощь. Герой совершал восхождение ради умершей сестры. Он мечтал оставить ее браслет на горе К2. К сожалению, он не добился своей цели, но построил более ста пятидесяти школ для местных детей, которые до него занимались на песке.
Эта книга научила меня тому, что не все мечты человек может осуществить. Даже самое прекрасное и благородное не всегда может нам покориться. Однако только сильные духом личности способны после этого не впасть в уныние, а совершить настоящий подвиг, сделав благотворительность собственной мечтой.
Другое произведение, оказавшее на меня влияние, — «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского. Главный герой, как известно, совершает серьезное преступление и впадает в бред. Его мучает совесть, а родные и друзья не могут как-либо помочь, ведь не понимают природу подобного самочувствия. Раскольников решается на убийство из-за неправильной теории о тварях дрожащих и право имеющих. Эта работа разобрана на крылатые выражения, является настоящим наследием отечественной литературы. Произведение научило меня не только думать прежде, чем совершить что-либо, но также и анализировать возможные последствия.
Таким образом, книги оказывают определенное воздействие на человека, которое может быть положительным или отрицательным. Мне повезло со вкусом и предпочтениями, так как моя жизнь изменилась в лучшую сторону после работ «Три чашки чая», «Преступление и наказание».
Среди миллионов книг каждый человек находит свою единственную любовь — ту, которая помогла ему понять себя и нащупать правильный путь в жизни. Мой личный читательский опыт сразу же подсказывает названия произведений, которые стали для меня настоящим откровением. О них я хотела бы рассказать подробнее.
Одной из самых популярных книг у современных подростков является роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Автор повествует сразу о двух эпохах и проводит параллели между СССР и Древним Римом. В 20 веке живет писатель-интеллигент, который сочиняет роман о Понтии Пилате. Но на его детище обрушивается шквал критики со стороны конформистов, которые подстраивались от идеологические требования руководства страны и безжалостно бичевали инакомыслящих авторов. За свое инакомыслие пострадал и бедный проповедник Иешуа, герой произведения Мастера. Пилат приговаривает его к казни лишь за то, что в его проповедях люди могли усмотреть намек на неуважение к власти. И Мастер, и Иешуа пострадали за правду и были вычеркнуты из жизни современников, но не из памяти человечества. Михаил Булгаков доказал, что истина не горит, как и рукопись. Тот, кто защищает вечные духовные и моральные ценности, одержит нравственную победу над любым Кесарем, как одержал ее Мастер, оставивший свое слово в веках. Роман «Мастер и Маргарита» вдохновляет меня не бояться трудностей и жертв в борьбе за свою мечту и за свои убеждения. Он помог мне открыть в себе силу для борьбы за убеждения. Я поняла, что смогу противостоять несправедливости и давлению, если буду черпать ресурсы в душе. Там их достаточно для сопротивления!
Сегодня молодое поколение открывает для себя прозу А.П. Чехова и находит в ней много мотивации для работы над собой. Например, в рассказе «Невеста» автор знакомит нас с отважной и незаурядной девушкой, которая решилась пойти наперекор родителям и изменить свою судьбу к лучшему. Надежда жила в маленьком городке, где дни протекали сонно, праздно и однообразно. Ее бабушка и мать не работали, а проживали имеющиеся капиталы. Именно такую участь они уготовили для Надежды. Ей подыскали жениха, равного по финансовым возможностям. Но он не имел целей и намерений развиваться. Его устраивала спокойная и размеренная семейная жизнь, где он будет лишь отдыхать и расслабляться. Но Надежда смутно осознавала, что она хочет совсем иного будущего. Друг семьи, студент Саша, подсказал ей выход: нужно уехать из глубинки и получить образование в большом городе. Надежда осуществила этот смелый план и сбежала от родни и жениха. Ей удалось поступить в университет и воплотить свою мечту. Вскоре и мать с бабушкой ее простили. Этот рассказ вдохновляет каждого из нас прислушиваться к внутреннему голосу и самостоятельно искать свой путь в жизни. Меня она убедила в том, что я, как и Надя, хочу учиться дальше. Я поняла, что моя душа лежит к работе и обучению, а создание семьи мне лучше отложить на более поздний срок.
Таким образом, классические книги Чехова и Булгакова помогли мне открыть себя заново и с таких сторон, которые раньше оставались в тени. Я бы посоветовала всем девочкам моего возраста читать эти книги и делать правильные выводы, которые сделают их жизненный путь яснее и виднее. Литература — это самый верный друг на пути к самопознанию.
Многие отечественные и зарубежные писатели и поэты в своих художественных произведениях изображают небо и звезды. Чем же это обусловлено? Небо и звезды символизируют нечто таинственное, загадочное, далекое от человека. Наблюдение за ними заставляют человека задумываться над многими философскими вопросами, касающимися человеческого существования, помогают понять собственное «я», определиться со смыслом жизни, целями и желаниями. Авторы произведений через образы неба и звезд раскрывают внутренний мир своих персонажей, их размышления и душевные изменения.
Приведем в пример несколько художественных произведений, в которых авторы обращаются к образам неба и звезд.
В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» особую роль занимает образ неба Аустерлица. После того как изъявивший желание отправиться на войну Андрей Болконский получает ранение, первое, что он видит, – «неизмеримо высокое небо с тихо ползущими по нем серыми облаками», которое заставляет его задуматься над тем, «как тихо, спокойно и торжественно», совершенно не так, как было во время военных действий. Князь Андрей удивляется, почему раньше не видел этого «высокого» и «бесконечного» неба, герой искренне радуется тому, что «узнал его наконец». Автор показывает, что «тишина» и «успокоение», которые царствуют в небе, противопоставлены постоянному движению и жестокости на земле, где идет война. Небо Аустерлица помогает Андрею Болконскому понять о том, что эта жестокая война на самом деле никому не нужна. Герой разочаровывается в Наполеоне, которого раньше считал примером для подражания, перестает мечтать о славе и «своем Тулоне». Так, Л.Н. Толстой обращается в своем произведении к образу неба для того, чтобы показать внутреннее смятение Андрея Болконского, его конфликт с самим собой, изменение его мировоззрения.
В стихотворении с говорящим названием «Небо и звезды» М.Ю. Лермонтов обращается к образам данных природных явлений для того, чтобы продемонстрировать стремление человека слиться с природой воедино. Наблюдая за «ясными далекими звездами» на «чисто вечернем небе», лирический герой признается в том, что он «завидует звездам прекрасным», что он «их место занять бы желал». Лирический, сравнивая звезды с людьми, которые «друг к другу // зависть питают», хочет быть звездой, а не человеком. Он признается, что несчастлив от того, что звезды и небо являются звездами и небом, в то время как он является человеком. Так, М.Ю. Лермонтов, обращаясь к образам неба и звезд, поднял проблемы человеческой сущности, взаимодействия и взаимосвязи человека и природы, отличия людей от явлений природы, стремления человека слиться воедино с природой.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что в литературе часто изображаются небо и звезды, поскольку через эти образы можно раскрыть особенности внутренних миров персонажей, а также продемонстрировать собственные рассуждения на философские темы.
Картина звёздного неба чаще всего вызывает в нас приятные эмоции и романтичное настроение. Звёздное небо напоминает о бескрайности нашей вселенной и о том, в каком удивительном мире мы живем. В литературе очень часто можно встретить описание ночного неба и звезды, но почему писателей так привлекает эта картина?
Звёздное небо дает ощущения романтики, поэтому во многих любовных историях можно встретить описание такой картины. Также, смотря на звезды, человек осознает, что наша вселенная бесконечна, а жизнь скоротечна — это значит, что мы имеем множество возможностей сделать что-либо, но время ограничено, поэтому не стоит откладывать жизнь на потом.
Первый пример, который я хотела бы обсудить, встречается нам в романе Джона Грина «Виноваты звезды». Автор неспроста выбрал это название, ведь речь идет о двух влюблённых. Для них звезды в ночном небе становятся символом бесконечной любви — такой же, какой является наша вселенная. Более того, оба героя неизлечимо больны, и картина звёздного неба наталкивает на мысль о том, насколько скоротечна наша жизнь. Влюблённые понимают, что у них есть очень мало времени, поэтому стоит посвятить его друг другу, не откладывая на потом. Названием книги и идеей звезды в небе автор показывает, что есть понятие бесконечности — в данном случае любви, которую герои могут подарить друг другу.
Второй пример будет несколько необычен, но он не менее предыдущего раскрывает тему нашего обсуждения. В романе Дж. К. Роулинг «Гарри Поттер» описываются уроки магии в школе волшебства Хогвартс. Одним из предметов является астрономия — наука о звёздном небе. Неслучайно этот предмет ведут кентавры — самые известные предсказатели будущего в мире волшебства.
На занятиях преподаватель показывает, что его отношение к жизни очень философское: осознавая бескрайность вселенной, он никуда не торопится, не требует от жизни слишком многого и умеет довольствоваться тем, что имеет. Этому автор учит данным примером — посмотреть на звезды, на минуту выдохнуть и осознать, что спешить некуда, жизнь идет своим чередом, и не нужно ее торопить.
В приведённых примерах присутствует важная деталь — звёздное небо, играющее для многих большую роль. Данной картиной писатели иллюстрируют вечность бытия и неисчисляемое количество шансов, которые предоставляет нам вселенная. От нас требуется лишь смелость воспользоваться этими возможностями.
Многие русские поэты воспевали и изображали в своих произведениях небо и звезды. Почему именно эти объекты становятся центром внимания для поэтов и писателей? Поразмыслив над этим вопросом, я могу сказать, что небо и звезды — это самые загадочные, красивые и воодушевляющие объекты природы, которые человек наблюдает каждый день.
Вспоминая произведения, посвящённые звёздам, первое, что приходит мне в голову это стихотворение И.А. Бунина «Сириус». Как нам известно, в творчестве Ивана Алексеевича выделяют «звёздную лирику», в неё входят произведения, посвящённые небу и звездам. Автор в стихотворение «Сириус» описывает необычайную красоту звёзд и признается им в любви: «Где ты, звезда моя заветная, /Венец небесной красоты?» Для лирического героя небесные создания ассоциируются с Родиной, молодостью, безмятежностью. В звёздах он видит что-то родное и близкое его сердцу. Автор считает звёзды источником вечной красоты: «Пылай, играй стоцветной силою, /Неугасимая звезда…» Мы можем сделать вывод, что образ звезды стал центральным в произведение, она заинтересовала автора своей красотой, вечностью и стала напоминание о Родине.
В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» небо занимает особую роль в сцене ранения князя Андрея в сражении под Аустерлицем. Первое, что увидел Болконский после ранения-небо. Герой был поражён его чистотой, ясностью и спокойствием. Небесная гладь в этом эпизоде используется автором как антитеза, Толстой противопоставляет небо-мирную жизнь и землю-войну. Этот эпизод для князя Андрея становится ключевым, ведь именно в момент своего падения он обратил внимание на небо и понял, что всё вокруг это вздор. Мечты о Тулоне и славе, становятся Болконскому чужды. Кумир Андрея-4Наполеон в тот момент кажется ему таким мелким и ничтожным. Всё вокруг обретает второстепенное значение, потому что перед ним открылся небесный свод, который оставался всегда им незамеченным.
Таким образом, небо в приведённом мной эпизоде автор изображает для того, чтобы раскрыть своего персонажа. Болконский под небом Аустерлица начинает думать о совсем других жизненных ценностях и им уже владеет не жажда славы и почестей, а другие чистые и искренние чувства.
Подводя итог, мы можем сказать, что авторы в своих произведениях часто изображают небо и звезды, потому что посредством этих объектов выражают свои жизненные принципы и раскрывают образы своих персонажей, считают их источниками вечной красоты, частью себя и своей Родины.
История нашей страны богата событиями, которые могут вызвать гордость у человека. Я считаю, что главным из них является победа над «коричневой чумой» в 1945 году. Тогда СССР освободил множество стран от нацистского захватчика и раздавил силы, ответственные за геноцид миллионов людей. Это событие получило отражение в литературе 20 века.
Рассуждая на эту тему, нельзя проигнорировать произведение Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие». Автор обратил внимание на женскую сторону войны, ведь в те суровые времена даже девушкам приходилось брать оружие и идти в атаку. В центре повествования находятся пять зенитчиц, которые едва несли вещмешки и не умели маскироваться на местности. Несмотря на несоответствие уставным требованиям, героини добровольцами шли на передовую и даже обманывали военкома, как сделала это худенькая и маленькая Галя Четвертак. Эти бойцы проявили доблесть в неравном бою, когда столкнулись с вражескими диверсантами в лесу и погибли, отрезая им путь к железной дороге. Героический подвиг исполнен драматизма, ведь каждая из этих девушек могла бы остаться дома, выжить, завести семью, но их выбор был иным и обеспечил нашему народу Великую Победу. Как этим мужеством можно не гордиться?
Но основная ответственность за освобождение страны легла на мужские плечи. Потери исчисляются в миллионах. В лихолетье войны попал и Андрей Соколов, герой рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека». Он пошел бороться добровольно, хоть и не был никогда военным. Он считал своим долгом защитить Родину и обеспечить ей опору в трудную минуту. Андрею выпал тяжелый жребий — бесславный плен. Получив контузию, он оказался в заточении. В трудовом лагере его унижали и били, он жил впроголодь и страдал от неудачных попыток бежать. Но даже освобождение не принесло ему радости, так как вскоре он узнал, что его жена и дочери погибли из-за снаряда, а сын был сбит прямо в День Победы. Герой выжил, но остался абсолютно один. Любой другой человек не выдержал бы этого бремени. Но Андрей нашел новый смысл жизни в заботе о маленьком мальчике Ванюше, который был сиротой. Испытания не сломили нашего предка, а вдохновили на еще один подвиг любви и милосердия. Он достоин нашего уважение и нашей гордости.
Таким образом, наиболее ярким поводом для нашей гордости является победа СССР во Второй Мировой войне. Все наши предки проявили редкое мужество и сплоченность в дни суровых испытаний. Мы должны брать с них пример и следить за тем, чтобы такие ужасные события больше не омрачали нашего мирного неба.
Проблема «отцов» и «детей» называется вечной, потому что это проблема всех времен и народов. Еще великий Гесиод, примерно за 2000 лет до нашей эры утверждал, что «мир достиг критической стадии»: «Дети больше не слушают своих родителей. Видимо, конец света уже недалек». Апокалипсис так и не наступил, но проблема осталась, волнуя каждое поколение своей остротой и необыкновенной живучестью.
Старшее поколение доверяет испытанным и заслужившим доверие методам, тогда как молодежь стремится попробовать что-то новое и неизведанное. Молодых людей раздражает авторитарность старшего поколения, навязывание своего мнения в обязательном порядке, привычка действовать машинально, по накатанной дорожке. Старшие, в свою очередь, желая уберечь молодежь от ошибок, нередко сильно этим злоупотребляют. Они уже не просто советуют, как поступить в той или иной ситуации, а требуют беспрекословного подчинения, вынуждая младших делать так, как хочется им, не считаясь с их мнением. Это, естественно, вызывает протест и эмоции.
Примеры вышесказанному можно найти на страницах художественной литературы.
В произведении И.С. Тургенева, романе «Отцы и дети», представлена проблема «отцов» и «детей». Урожденный аристократ, Павел Петрович Кирсанов, имеет собственные принципы и идеи и не спешит от них отказываться. При этом он не просто выражает свою точку зрения, а вступает в жесточайшую полемику с представителем молодого поколения – нигилистом Евгением Базаровым.
Он всеми силами пытается «утопить» своего оппонента, задавить его авторитетом, намекнуть на его недалекость и низкое происхождение. К слову, нигилист в диалогах с Кирсановым также учтивостью не блещет, однако, если б взрослый собеседник проявил больше благоразумия и такта, то и Базаров бы, с большей долею вероятности, умерил свою резкость. Каждый их разговор превращается в стычку, отравляя отдых другим и никому не давая покоя.
В произведении А.Н. Островского, драме «Гроза», автор показывает проблему «отцов» и «детей» на примере молодой купчихи Катерины и ее старой свекрови Марфы Игнатьевны Кабановой. Пожилая женщина «поедом ест» свою сноху, придираясь к ней по любому поводу. Ей кажется, что ее сноха недостаточно учтива, ничего не умеет, в том числе и то, как себя вести. Катерине нельзя прощаться с мужем, обнимая его: ей надлежит «выть» и «голосить» по-старинке да в ноги ему кланяться.
Вступая в диалог с престарелой странницей Феклушей, она охотно соглашается, что молодые люди – богохульники, а все их открытия – от нечистого. Изобретение поезда они обе считают делом темным и признаются, что ни за что бы не сели в эту адскую машину, представляющуюся им чудовищем.
Таким образом, проблему «отцов» и «детей» можно назвать вечной, поскольку она актуальна для любого поколения. Во все времена есть немало пожилых людей, относящихся к юным несколько предвзято, навязывающих собственную идеологию и не считающихся с мнением младших.
Мы все любим своих родителей. Но, пожалуй, каждый из нас хотя бы раз в жизни вступал с ними в тот или иной конфликт. На мой взгляд, это вполне нормально и является неотъемлемой частью нашей жизни. Как бы мы ни старались, этот конфликт неизбежен. Иногда мы даже независимо от себя вступаем в него , и это лишь усугубляет проблему во взаимоотношении с родителями. Так, почему же проблему «отцов» и «детей» называют вечной? На мой взгляд, эта проблема действительно вечна со своими весомыми причинами. Пожалуй, такая пропасть между поколениями связана с разностью эпох и нравов, идей и ценностей. Действительно, у старшего поколения есть свои принципы, а у нового — свои идеи и ценности. В доказательство всего выше сказанного, приведу примеры из произведений русских писателей, которые просто не могли не написать по столь интересной и по сей день актуальной тематике.
Так, в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» очень чётко отражена проблема взаимоотношений старого и нового поколений. Рассмотрим это подробнее на примере Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова. В данном случае, Павел Петрович — представитель «отцов», у него есть свои принципы и идеи, на которых он воспитывался и не собирается отказываться от них. Другое дело, Базаров — нигилист, приверженец новых идей, основополагающих уничтожение всего старого, считая, что это уже устарело и не может найти своё место в современной жизни. Евгений не принимает принципы » отцов», а Павел Кирсанов недолюбливает взгляды «детей», считая их неправильными, не из сего мира, абсурдными. В этой ситуации трудно определить, кто из них прав. Пожалуй, вся правда в том , что » отцы» должны понимать «детей», — и наоборот. И пока это не случится, проблема » отцов» и «детей » будет оставаться вечной.
Другой пример приведу из этого же произведения. Теперь рассмотрим семью Базарова. Ведь там так же происходит столкновение двух эпох. Базаров не принимает взгляды родителей, их капиталистические нравы. Но родители очень любят своего сына и пытаются любой ценой сторониться конфликта, но, увы, иногда он возникает просто так, сам по себе: Евгений просто не хочет разговаривать с «отцами» и целыми днями сидит в своей комнате. Это всё только усугубляет проблему его взаимоотношения с родными. И лишь перед смертью Базаров начинает смотреть все с другой стороны, с иного ракурса. Впервые в жизни герой понимает, как дороги ему родители. Он смог увидеть в их взглядах нечто особенное; то, чего никогда не замечал. Но, к сожалению, всю жизнь Евгений не мог это понять. Чтобы понять друг друга, двум поколениям нужно время, а его не так много. Именно поэтому проблема «отцов» и «детей» вечна.
Таким образом, проблема старого и нового поколения всегда была, и будет оставаться вечной и актуальной на протяжении многих веков. Этот конфликт просто неизбежен из-за большой разницы эпох, нравов и принципов. Мировоззрения «отцов» и «детей» сильно отличаются. А чтобы понять друг друга, требуется немало времени, которого, увы, нет.
Проблема отцов и детей издавна считается одной из ведущих тем мировой литературы. Обращение к ней писателей разных эпох обуславливается ее актуальностью во все времена. Это не частный конфликт между родителем и ребенком, а проблема взаимоотношений разных поколений людей.
В отечественной литературе немало примеров произведений, посвященных данной тематике. Повесть А.С. Пушкина «Станционный смотритель», роман И.С.Тургенева «Отцы и дети», произведение Н. Чернышевского «Что делать?» и многие другие. Герой произведения И.С.Тургенева, Евгений Базаров, представитель молодежи, живущей по принципам нигилизма, отрицает «ветхозаветные» законы Кирсанова-старшего. Герои не могут примириться с столь разными взглядами друг друга на жизнь.
Почему же на протяжении столетий никак не может разрешиться конфликт отцов и детей? Одной из главных причин таких отношений является разница в интересах. Мир меняется, развивается, появляются новые технологии, и взрослому человеку порой сложно перестроиться в современной действительности. Молодое же поколение, растущее вместе с этими изменениями, легко их осваивает и использует. Отсюда вытекает и барьер в общении. Люди просто перестают словесно понимать друг друга. Разница во вкусах тоже может увеличить пропасть между поколениями. В 90-е годы двадцатого столетия на пике популярности была рок и поп-музыка. Сейчас же на первое место выходит рэп, хип-хоп, и современные родители не понимают и не хотят принять предпочтения своих чад. Хотя в свое время они тоже могли быть не поняты старшими.
Разногласия между родителями и детьми порой несут за собой очень тяжелые последствия. Вовремя не завершившийся конфликт, отсутствие компромисса в решении проблем часто приводят к тому, что ребенок замыкается, у него появляется недоверие к взрослым. Ведь дети более уязвимы, ввиду своей неопытности, нежели родители.
Мы часто слышим, что равнодушие опасно, но не понимаем, почему так? А дело в том, что в безразличие к чувствам и мыслям окружающих приводит к разрушению межличностных отношений. Более того, покинутый человек, осознавший свою ненужность, отчаивается и совершают фатальные ошибки. Не получив поддержки вовремя, люди уходят туда, откуда нет возврата. Такие примеры часто встречаются как в жизни, так и в литературе.
Рассмотрим ситуацию из пьесы А.Н. Островского «Гроза». Катерина вышла замуж за нелюбимого человека и оказалась в среде, где было принято грубое обращение. Свекровь заедала поедом, упрекала и всячески унижала невестку, а безвольный муж никак не защищал жену. Он был безразличен ко всему, кроме своего личного комфорта, и не раз винил в скандалах всех домочадцев, кроме себя любимого. Никто не смел перечить несправедливой хозяйке дома — Марфе Игнатьевне. Только Катерина пыталась защитить свое достоинство. Горькое одиночество толкнуло ее в объятия Бориса, племянника купца Дикого. Но и ему было все равно, что ждет Катерину после часа любви. Героиня призналась в адюльтере родственникам, ведь надеялась, что Борис возьмет на себя ответственность за их будущее. Но он испугался этого бремени и оттолкнул возлюбленную. Катерина осталась совершенно одна, и никому не было дела до ее чувств. Кабаниха не давала ей житья, заставляла сына избивать девушку, все окружающие осуждали не измену, а прямодушие «предательницы». Тихон опять проявил лишь равнодушие, ведь его сочувствие удивительно мирно уживалось с побоями и упреками в адрес супруги. Не выдержав всеобщего безучастия, героиня утопилась. Но и тогда Тихон обвинил во всем не себя, а маму. Равнодушие героев к судьбе человека было опасно, ведь привело к трагическим последствиям: Катерина потеряла веру в жизнь и пошла на самоубийство, так и не получив поддержки.
Не менее убедительный пример мы находим в пьесе М. Горького «На дне». В ночлежке царит атмосфера взаимной вражды и ненависти. Грубые реплики раздаются отовсюду, и никто не протягивает никому руку помощи. Подвал на Китай-городе напоминает ведро с крабами, где каждая особь цепко держит другую, и в результате никто не может вырваться со дна. Так происходит и с Актером — бывшим артистом, который спился, потерял способность запоминать тексты ролей и оказался на улице. Несмотря на безысходность своего положения, герой все еще таит в сердце надежду на благоприятный исход. Поэтому он прислушался к речам доброго странника Луки. Герой рассказал о бесплатной лечебнице для пьяниц, где всех лечат бесплатно. Актер всерьез увлекся этой идеей, он даже бросил пить на некоторое время, чтобы подготовиться к пути. Но соседи Актера грубо высмеяли его намерения. После ухода Луки Сатин разуверил Актера и разрушил все его надежды. Ему было все равно, как герой воспримет такой удар. Константин лишь хотел самовыразиться и произнести речь. Но после такого открытия Актер больше не смог жить. Он повесился. И даже тогда Сатин лишь укоризненно заметил: «Эх… испортил песню, дурак!». Равнодушие к судьбе ближнего обернулось трагическими последствиями — гибелью человека, так и не дождавшегося поддержки.
Таким образом, равнодушие таит в себе большую угрозу для людей — оно разрушает связи между нами. Из-за безразличия никто никому не помогает, никто никого не поддерживает. Находясь в одиночестве, в атмосфере непонимания, человек принимает страшные решения, которые никак не обратить вспять. И в этом виновато все его окружение.
Говоря об опасности равнодушия, мы часто рассматриваем лишь одну сторону — ту, что не получила сочувствие в нужный момент. Однако безразличие несет в себе угрозу и для того, кто его проявляет. Оно умерщвляет душу, лишает возможности испытывать серьезные чувства. Подобными примерами богата отечественная литература, отражающая все движения человеческой души.
Вспомним роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Григорий Печорин был равнодушен ко всем, даже к себе. Он охотно шел на верную смерть и играл с судьбой, потому что ничего не связывало его с жизнью. Он не хотел заводить семью и друзей, быстро остывал к избранницам, не ценил искреннюю привязанность. Он был бесконечно далек от людей. Эту его особенность особенно наглядно демонстрирует автор в главе «Бэла». Григорий был пленен красотой Бэлы, дочери влиятельного горца. Чтобы удовлетворить свое желание, он выкрал героиню, подкупив ее брата. Этим поступком он опозорил и саму Бэлу, и ее семью. Он же разозлил разбойника Казбича и натравил его на Азамата. Но ни о чем этом Григорий не подумал. Его волновали только собственные прихоти. Они же не позволили ему долго наслаждаться триумфом: как только гордая княжна полюбила его, он забыл о своих чувствах. Ему приелось это приключение. На теплоту он отвечал холодностью и сделал девушку несчастной. Безразличие ко всему вновь овладело им и обрекло его на бессмысленную жизнь, наполненную тоской. Он погиб в цвете лет, так и не изведав любви, дружбы, семейной близости. Равнодушие стало причиной его одиночества и неприкаянности.
Похожий пример описал И.С. Тургенев в романе «Отцы и дети». Анна Одинцова напоминает читателю Снежную королеву: она прекрасна, богата, но холодна и одинока. У нее нет чувств и желаний, идеалов и целей, ведь все, к чему она стремится, это личный комфорт. Овдовев и разбогатев, она стала лишь одной из мраморных статуй в своем саду. Ко всему равнодушная, всем пресыщенная, героиня изображает эмоции и дразнит главного героя произведения — Евгения Базарова. Она заводит с ним разговоры о любви и счастье, часто проводит время в его обществе. Она и сама не понимает, зачем. Видимо, ее сердце пытается согреться за счет чужого огня. Базаров не выдерживает накала страсти и признается Анне в любви. Она же не может ответить на такие чувства. Героиня попросту боится их и отступает. Безразличие вновь вступает в свои права и порождает тоску, затапливающую Анну Одинцову. Вся ее жизнь проходит без смысла, без цели, без эмоций. Равнодушие лишает ее семьи, детей и настоящего счастья наедине с любимым мужчиной.
Таким образом, безразличие опасно, прежде всего, для того, кто его проявляет. Оно делает жизнь человека тусклой и бесцельной. Его ничего не волнует и не интересует всерьез, поэтому ему всегда скучно. Равнодушие ко всему и всем обрекает его на одиночество и хандру.
Размышляя о том, чем опасно равнодушие, люди часто упускают из виду его главное следствие — эмоциональную атрофию. Человек, одержимый безразличием, не способен на проявление искреннего чувства, а значит, у него отсутствуют стимулы к развитию и духовному росту. Все эти явления подмечены и описаны литераторами, которые во все времена старались излечить современников от равнодушия.
Например, А.С. Пушкин в романе в стихах «Евгений Онегин» описал трагическую судьбу человека, который оказался «лишним» из-за своего равнодушия ко всему и всем. Евгений имел все возможности для полноценной реализации: был богат, неглуп, молод, красив. Но он весь свой потенциал пустил по ветру, так ничем и не заинтересовавшись всерьез. Тоска одолевала его, праздность мучила, но он ничего не мог с собой поделать: где бы он ни был, что бы ни делал, ему надоедало все. Защищая «постылую свободу», он отказался от брака с прекрасной девушкой, которая могла бы стать для него идеальной супругой (по его же собственному признанию). Но Онегин отверг Татьяну и свое личное счастье, ведь безразличие всегда очень быстро сменяло его кратковременное увлечение. Из-за своего непостоянства и апатии Евгений так ничего и не добился в жизни, ведь для успеха и самореализации человеку необходимы идеалы, мечты, сильные чувства. Если их нет, то люди впустую растрачивают годы, которые могли бы посвятить достижениям. Равнодушие ко всему делает личность беспомощной, не реализованной, «лишней». Безразличие поглотило Онегина и лишило его всего: любви, призвания, личного счастья.
Аналогичный пример описал А.П. Чехов в рассказе «Ионыч». В полости Дмитрий Старцев воспринимал жизнь с горящими глазами: у него были идеалы, грезы, цели. Он хотел стать высококлассным специалистом в медицине и помогать людям. Также он был нацелен на брак с достойной девушкой. Однако со временем волны разочарования и апатии затопили его. В маленьком городке не было расширенной и интересной практики, не было достойного его общества, не было культурных развлечений и каких бы ни было перспектив. Понравившаяся барышня отвергла Дмитрия, так как не видела смысла в замужестве. Постепенно Старцев, лишенный веры в лучшее будущее, мрачнел и смирялся и судьбой. Его охватило постыдное равнодушие к работе и личной жизни. Он принял такой исход, ведь ему, в сущности, стал безразличен он сам. Дмитрий стал трудиться только ради денег, спустя рукава и без энтузиазма. Он так и остался холост и одинок. Герой обрюзг, превратился в грубого и пошлого мещанина. Теперь люди звали его фамильярно «Ионыч», ведь он был таким же, как и они, равнодушным ко всему обывателем. Безразличие ко всему стало причиной деградации и эмоциональной импотенции Дмитрия.
Таким образом, человек, которому ни до чего нет дела, обречен на бессмысленное прозябание в мире, который ему не интересен. Безразличие убивает его эмоции и гасит последнюю надежду на позитивные перемены и белые полосы. Равнодушие — опасный яд для души.
Ценность исторического опыта заключается в том, что он позволяет человечеству двигаться дальше, минуя ошибки прошлых поколений людей. Если мы помним, в чем были неправы наши предки, то не повторим их просчетов и сможем сделать шаг навстречу эволюции. Об этом писали многие авторы, некоторые произведения которых мы разберем в качестве примеров.
Так, Анна Ахматова в поэме «Реквием» описала чудовищные репрессии советской власти, которые были после революции 1917 года и победы большевиков в Гражданской войне. Это произведение автобиографично и основано на реальных событиях: сама Ахматова носила передачки и стояла в километровых очередях, чтобы узнать хоть что-то о родном сыне, заточенном в тюрьме. Его арестовали лишь на том основании, что его отец был контрреволюционером и открыто выступил против социалистов. Поэтесса прочувствовала все горе тех миллионов женщин, которые также стояли в очереди и никак не могли помочь своим близким, пострадавшим без вины. Самое ужасное в их положении — это неизвестность. Никто не мог сказать, какая участь ждет их родственников и друзей. Никто не мог защитить их и вырвать из лап несправедливой репрессивной машины. В финале этой поэмы автор просит нас воздвигнуть памятник возле тюремных стен, чтобы люди нового времени не совершили эту страшную ошибку вновь и не повторили ее печального пути. Для нас этот урок не имеет цены, ведь его мы можем использовать в качестве аргумента против доводов в пользу тирании.
Рассмотрим и другой пример. В произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка» описывается восстание Емельяна Пугачева во всех ужасающих подробностях: мятежники калечили, убивали, унижали, грабили людей, прикрываясь идеями о справедливости и равенстве. Автор много времени провел за изучением исторических хроник и документов, чтобы представить себе и изобразить для нас полноценную картину событий. Образ главаря бунтовщиков очень реалистичен и неоднозначен, как будто перед нами предстал реальный человек. Емельян действительно стремится к изменениям, необходимым в крепостнической России того времени. Однако он выбирает для благородных целей низкие средства, которые ведут его совсем в другом направлении. Вместо справедливости и благоденствия крестьяне получают новую войну и все связанные с нею тяготы и потери. Страдают и невинные люди, которые жили не лучше самого трудового народа. Так, сиротой становится Марья Миронова, которую при новой власти в Белогорской крепости морят голодом и принуждают к браку. А ведь она не эксплуатировала крестьян и сама была бесприданницей из глубинки. Это значит, что «правосудие» мятежа било вслепую и поражало главным образом тех, кто не мог дать сдачи и спастись. Этот исторический опыт весьма полезен для нас, ведь позволяет понять, что мир войной не построить, а народ бунтом не осчастливить. Нужны конструктивные меры и реформы на высшем уровне, а не слепая месть власть имущим.
Таким образом, исторические уроки помогают человечеству накапливать мудрость и эволюционировать. Если бы их не было, мы бы из поколения в поколение совершали одни и те же ошибки, которые не давали бы нам возможности двигаться вперед и развиваться. Поэтому важно знать свою историю и уметь ее использовать.
Взаимопонимание — это умение прийти к компромиссу. Люди пытаются наладить отношения и поставить себя на место того, кто вызывает раздражение или растерянность. Мы все пытаемся поддерживать гармонию в семье, на работе, в дружеском кругу. О том, как это сделать, писали многие авторы.
Например, тему взаимопонимания затронул Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир». Когда Наташа попробовала убежать с Анатолем и навлекла позор на свою семью, родители не отреклись от дочери и не стали ее ругать. Они чувствовали, что ей и так очень плохо. Наташа была обманута Анатолем и разочарована в любви. Она разорвала помолвку с Андреем и потеряла возможность выйти замуж. Дурная слава о ней и маленькое приданое лишали ее шанса устроить свою судьбу. Ее тяготило ощущение собственной вины по отношению к близким, доброе имя которых пострадало от такого ужасного поступка. Все это Ростовы понимали и не изводили дочь упреками. Напротив, они очень переживали и хотели помочь девушке забыться. Они наняли дорогого доктора и создали такие условия, в которых Наташа скоро поправилась и смогла жить дальше. Именно гармония в доме Ростовых стала лекарством от депрессии Наташи. Взаимопонимание членов семьи выразилось в единодушном порыве спасти девушку, несмотря на ее вину.
Не менее яркий пример описал А.И. Куприн в рассказе «Куст сирени». Вера была для Николая не только женой, но и репетитором. Она понимала, что обучение супруга — это общее дело, которое нужно всем. Ведь именно карьера Николая могла положить конец их бедности. Поэтому Вера не жалела сил и времени на подготовку мужа к экзаменам. Она не сваливала всю ответственность на него, а вкладывала свои умения в будущий успех. Даже когда Николай ошибся и принес домой дурные новости, Вера не растерялась и не стала упрекать нерадивого студента. Она взяла себя в руки и нашла решение проблемы. Ради Николая она пожертвовала украшениями и купила те самые кусты, которых не хватало на карте. Ее хитрость привела к победе: Николай сдал экзамен. Этот пример демонстрирует полное взаимопонимание супругов: они мыслят и действуют совместно на пользу друг другу.
Таким образом, взаимопонимание — это фундамент семьи. Если близкие люди не готовы идти на компромисс, то никто не поможет им решить проблемы. Нужно учиться поддерживать гармонию в отношениях с теми, кто дорог, иначе мы лишимся опоры родителей, любви и дружбы. Того, ради чего стоит жить.
Взаимопонимание — это способ, при котором в отношениях между отдельно взятыми людьми, коллективами, странами, организациями происходит максимальное осмысление и практический учет точек зрения, позиций и интересов общающихся между собой сторон.
Степень взаимопонимания выступает в качестве показателя социально-психологического общения, который много значит для деятельности людей в групповом порядке. Объективная основа взаимопонимания представлена общностью интересов, взглядов и целей, как близких, так и отдаленных.
Конкретная реализация вопроса взаимопонимание осуществляется посредством взаимного восприятие вербального и невербального типа поведения. Под взаимопониманием между отдельными людьми подразумевается познание друг друга, как личностей. Познание это выполняет роль сложного и динамичного процесса. Структурные элементы познания представлены в форме: восприятия внешнего облика; предположительного соотношения внешних признаков и личностных качеств; объяснения поступков, формирование впечатления с первых минут; становления ряда образов, касающихся другого человека; понимание личности другого.
В различных ситуациях часто люди не понимают друг друга, поэтому им сложно отыскать какой — то компромисс. Нам редко приходит в голову вопрос связанный с тем, почему так случается. Жить бы стало приятнее, если бы мы научились многие проблемы разрешать бы без конфликтов. Однако современный мир полон озлобленности, равнодушия, так как зачастую люди стоят на своем и заботятся лишь о себе.
Не раз мы выступали в качестве свидетелей спора между людьми и, как правило, все спорящие стремятся продемонстрировать эрудицию, и собственную правоту. Каждому хочется оказаться единственно правым. Никого не заботит поиск варианта решения вопроса, при котором амбиции обеих сторон будут удовлетворены.